ISSN 2225-7543

УДК 330.1

 

И.А. Журба, канд. экон. наук

Черкасский государственный технологический университет, г. Черкассы, Украина

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РЕГИОНАЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

І.О. Журба, канд. екон. наук

Черкаський державний технологічний університет, м. Черкаси, Україна

МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ РОЗВИТКУ СТРАТЕГІЧНОГО ПЛАНУВАННЯ
В СУЧАСНОМУ РЕГІОНАЛЬНОМУ МЕНЕДЖМЕНТІ

Inna Zhurba, PhD in Economics

Cherkasy State Technological University, Cherkasy, Ukraine

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STRATEGIC PLANNING DEVELOPMENT IN MODERN REGIONAL MANAGEMENT

Освещены актуальные вопросы методологических основ стратегического планирования с позиции системного видения современных знаний прогнозирования Форсайт. Рассмотрены и проанализированы проблемы стратегического планирования украинского регионального менеджмента с позиции информационного наполнения, качества управленческих технологий. Предложено авторское видение перспектив развития стратегического планирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональный менеджмент, методология, управленческие тех­нологии, информационный прогресс.

Висвітлено актуальні питання методологічних основ стратегічного планування з позиції системного бачення сучасних знань прогнозування Форсайт. Розглянуто та проаналізовано проблеми стратегічного планування українського регіонального менеджменту з позиції інформаційного наповнення, якості управлінських технологій. Запропоновано авторське бачення перспектив розвитку стратегічного планування.

Ключові слова: стратегічне планування, регіональний менеджмент, методологія, управлінські технології, інформаційний прогрес.

Article is devoted to topical issues of the methodological foundations of strategic planning from the perspective of systemic vision of contemporary knowledge of forecasting Foresight. Reviewed and analyzed the problems of strategic planning Ukrainian regional management positions with the content, quality management technologies. Author's vision of the future development of strategic planning.

Key words: strategic planning, regional management, methodology, management techniques, information progress.

Постановка проблемы. В современных условиях непрерывного усложнения рыночной среды остро стоят вопросы усовершенствования стратегического планирования с позиции нового качества методологии.

Следует признать научную значимость и перспективность использования современных знаний прогнозирования будущих состояний экономики и социальной сферы с помощью технологий Форсайт. Именно базовые характеристики современных знаний Форсайт позволяют обеспечивать:

  • комплексность в методологии прогнозирования;

  • ориентацию на стремительность изменений в развитии внешней среды – рыночной, информационной, социальной и пр.;

  • высокую целевую направленность;

  • возможности разнонаправленного конструирования будущих состояний и разно­образных сценариев;

  • высокую адаптивность на уровне межотраслевого использования;

  • ориентацию на последние достижения научно-технического прогресса в менеджменте и экономике;

  • широкий спектр разработки и адаптации организационных технологий и пр.

Выделение не решенной раньше части общей проблемы. Несмотря на определенный интерес к данному вопросу в научных кругах Украины, комплексного похода, ориентированного на новые знания, фактически не существует.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованием теории стратегического планирования на уровне регионов занимались такие выдающиеся ученные, как М. Мескон, П. Друкер, Д. Стиглиц, А. Хедоури и др.

Развитие методологии стратегического планирования в условиях трансформационной рыночной экономики Украины рассмотрено в трудах Г. Васильченко [1], А. Гальчинского, В. Гейца, А. Кинаха, В. Семиноженко [2], Т. Качали [3], О. Финагиной [5; 7] и др.

Цель статьи. Исследование методологических основ развития стратегического планирования в современном региональном менеджменте.

Основной материал и результаты. Стратегическое планирование в рамках региональных комплексов является относительно новым объектом исследования и следует признать фактическое отсутствие наработанных методологических основ данного управленческого процесса во всем его многообразии. Но при этом следует признать, что стратегическое планирование как предмет исследования в системе знаний менеджмента исследован и рассмотрен достаточно полно.

В современных научных знаниях вопросы прогнозирования и планирования разнообразных состояний будущего всегда вызывали не только интерес, но и острую дискуссию с позиции практической реализации и оценки эффективности. Научные исследования по определению будущих состояний общества, экономики, отраслей, производств, отдельных территорий, рынков в менеджменте всегда относились к деятельности особой сложности и уникальности. Параллельно с развитием методологии прогнозирования и планирования состояний будущего в менеджменте оформляется самостоятельное направление, так называемое стратегирование с использованием особой технологии работы с будущим – Форсайт (Foresight). Современные знания Форсайт как методологии и технологии прогнозирования институционализированы и признаны в качестве инструментария государственного, регионального, отраслевого менеджмента [5].

В современной теории стратегического планирования расширение знаний и открытие новых горизонтов активно осуществляется за счет формирования методологии Форсайт.

Форсайт в широком толковании определяют как плановые попытки расширения горизонта человеческого восприятия и возможность более эффективного разрешения возникающих проблем и конфликтов. Он нацелен на поддержку стратегического восприятия и принятия решений путем формирования широкого спектра будущего [4].

Наиболее адаптированным инструментом Форсайт в Украине является стратегическое планирование. Но его направленность имеет определенную специфику и это по мнению автора такие ключевые составляющие:

  • отсутствие сопряженности с долгосрочным планированием на всех уровнях – отраслевом, рыночном, научно-техническом;

  • несогласованность с системой показателей оценки, технологиями внедрения, системой контроля;

  • несформированость взаимодействия на уровне согласования баланса интересов по вопросам распределения и использования ресурсов;

  • отсутствие единой методологической базы в научном аппарате (базовых категория, оценочных критериях и пр.).

В Украине реализация Форсайта началась еще в 90-х годах ХХ ст. Главным фактором, сдерживающим его активное продвижение, было отсутствие гуманистической составляющей в парадигме отношений «власть–бизнес–наука», а также низкая результативность работы государственного аппарата и слабая внутриведомственная и межведомственная координация [6].

Активно используют Форсайт в европейских странах. В большинстве случаев это сфера государственного управления. Но в данном контексте проводимых исследований следует четко разделять Форсайт и стратегическое планирование. Форсайт понимается как более широкое видение будущего, научная методология исследований. Он включает в себя ряд базовых исследовательских подходов, которые определяются как составляющие: видение будущего (прогнозирование, определение перспектив, предвидение); планирование (стратегический анализ, определение приоритетов); сетевые и коммуникационные технологии (общение, экспертная оценка) [4]. Хотя с одной стороны накопленный опыт стратегического планирования активно использует научные наработки, сформированные именно в системе трансформационных рыночных отношений, переходных систем экономических и социальных отношений. Они имеют базовый фундамент в отечественных научных школах менеджмента, маркетинга, экономики, государственного и регионального управления, социологии и социальной экономики. Проработаны многие конфликтные вопросы информационного обеспечения и систем коммуникационных связей с внешней средой, рыночными образованиями, элементами инфраструктуры и пр.

По мнению украинских ученых О. Финагиной, Н. Прямухиной, в целом государственная направленность в использовании Форсайт методологии и технологии может быть определена как разработка стратегии развития отраслей, бизнеса (крупного, малого, среднего), национальных рынков. Специфика государственных Форсайт-проектов отличается такими характеристиками, как: масштабность, долгосрочность в организации и получении результатов, информационная емкость, затратность, сложность оценки эффективности и результативности и другие характеристики. Это подтверждает и мировой опыт. Ключевыми принципами проведения Форсайт-исследований на государственном и региональном уровне следует признать: наукоемкость, интеллектуализацию, информационную прозрачность, комплексность знаний и управленческих технологий, получение синергетического эффекта, возможность создавать будущие состояния, вариативность в получаемых результатах и прогнозах [5]. Это положения напрямую адаптируемые ко многим проектам стратегического планирования. Но на практике в системе украинского регионального менеджмента данные положения соблюдаются далеко не всегда. Как результат, качество стратегических планов достаточно низкое, возникает множество проблем разнообразного характера.

Особо следует обратить внимание на активное использование в стратегическом планировании разнообразных технологий – математического и статистического анализа; теории вероятности; моделирования и прогнозирования; диагностики и рейтингов и пр. Наиболее широко используемыми методами в разработке стратегических планов в системе украинского регионального менеджмента считаются: балансовый, расчетно-аналитический, программно-целевой; графоаналитический; сетевой и пр.

В классическом научном понимании стратегическое планирование – формирование, утверждение и использование оценочных критериев, показателей, пропорций и тенденций развития объекта планирования. Объектами планирования в региональном управлении являются: виды хозяйственной деятельности, территориальные административные единицы, рыночные состояния и процессы, бизнес-процессы, социально-экономические и управленческие процессы и пр.

Обязательным элементом отечественной модели стратегического планирования является обоснование механизмов:

  • базовой методологии планирования;

  • увязки в системе иерархического взаимодействия и соответствующих механизмов регулирования отношений;

  • финансового обеспечения;

  • временных интервалов, сроков реализации и дат контроля;

  • информационного обеспечения;

  • систем взаимодействия с внешней средой.

Стратегическое планирование имеет важное значение в системе управления регионом.

Во-первых, обеспечение объединения всех функций менеджмента в логическую и многоцелевую организационную конструкцию, далее оформляемую в модель регионального управления. В классическом отражении процессов моделирования это признание приоритетной конструкции в сложной системе взаимодействия, объемов и специфики составляющих, форм коммуникаций. В научной литературе сегодня активно признают наличие таких региональных моделей, как: инновационные, инвестиционно-инновационные, кластерные, социокультурные и пр.

Во-вторых, формирование единого фундамента для разработки и реализации политики во всех ее разнообразных видах. От обобщенной социально-экономической до ее составляющих – инвестиционной, инновационной, кластерной и т. д. именно политика во всем богатстве ее инструментария и научной методологии представляет собой обоснованные и публично признанные направления действий и обосновывает необходимость принятия управленческих решений. В рамках политики оформляется и получает свое признание группа положений: методологического аппарата, обоснования приоритетов развития, этапов организации движения, инструментария и базовых технологий, форм и методов принятия управленческих решений, особенностей используемых принципов и научных теорий, разнообразия используемых стандартов управленческой культуры.

В-третьих, является связующим звеном в системе инструментов управления –«стратегии–политики–управленческих процедур и технологий». Нагрузка распределяется: стратегия формирует научно обоснованное видение определенной перспективы с позиции ключевых интересов; политика формирует общие ориентиры развития и особенности принятия управленческих решений; управленческие процедуры и технологии формируют тактически действия и мероприятия.

В-четвертых, именно стратегия обеспечивает потребность в глубоком прогнозировании и использовании всего спектра технологий Форсайт. Именно в рамках разработки стратегии формируются ключевые вопросы перспективных видений будущих состояний экономики, отраслей, науки, социальных явлений. И планы сроком на 3–5 лет фактически определяют будущее на 8-10-15 лет, а это уже рамки прогноза. Фактически происходит ускорение человеческой жизнедеятельности, и то насколько эффективно и вовремя будут осуществлен прогноз определяет такие стратегически важные вопросы, как современная модель развития, формы и методы изменений, ключевые приоритеты и базовые механизмы изменений и многое другое. Объединение в единое целое стратегического планирования и долгосрочного прогнозирования дает уникальный формат устранения проблем и конфликтов в развитии информационного общества.

В таком контексте и видении возможностей стратегического планирования корректно поставить ряд вопросов в последствии трансформируемых в задачи регионального менеджмента:

  • является ли стратегическое планирование научно обоснованным и сопряженным со стремительными изменениями научно-технического, социального, информационного прогресса;

  • соответствует ли стратегия приоритетам национальных экономических и социальных интересов;

  • учитывает ли стратегическое планирование глобальные изменения на мировых рынках, в базовых отраслях (энергетике, транспорте, информационной индустрии и пр.);

  • в каком объеме используется современный потенциал инструментария менеджмента, социальной экономики, государственного и регионального управления, культурологии;

  • определены ли инструменты и механизмы внутренней диверсификации стратегии с учетом изменений во внешней среде;

  • ориентирована ли стратегия на максимально эффективное использование ресурсов (за счет их экономии или перераспределения);

  • насколько проработаны каналы информационного обеспечения;

  • насколько стратегия внутренне совместима с технологиями современных прогнозов.

К сожалению, большинство стратегий, разрабатываемых и внедряемых в экономике Украины, сформированы с учетом совершенно других заданий. Кратко критикуя их, отметим наиболее проблемные аспекты.

Первое, формируются под текущие интересы и фактически устаревшие управленческие технологии.

Второе, не используют качественное и полное информационное обеспечение (например, информацию из источников ведущих мировых консалтинговых фирм «Эрнст енд янг», «Прайсватерхауз», «Делойт» и пр.). Заранее формируют асимметрию информации. Фактически отвергают достоверность независимых экспертов науки, отраслевых ведомств и пр.

Третье, ориентированы на решение проблем и реализацию не национальных экономических и социальных интересов, а на групповые и клановые.

Четвертое, не используют многовариантность (сценирование) в развитии и оценке ситуаций.

Пятое, исключают возможности пересмотра и изменения параметров и критериев оценки.

Шестое, не рассматривают вопросы оценки эффективности и управленческой результативности стратегий. Не стимулируют критику как инструмент прогресса и учета мнения общественности.

Седьмое, не используют современные научные знания – методологические основы институционализма, теории информационной экономики и пр. фактически не ориентированы на использование новейших знаний менеджмента (исследование наиболее общих форм организации как социотехнической системы, разработка проблем конфликтологии, иерархии потребностей и удовлетворенности трудом (Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони); выявление и учет роли отношений в малых группах, изучение неформальной социальной структуры, создание оптимального социально-психологического климата, делегирование ответственности (Э. Мэйо, К. Арджерис, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор, Р. Блейк); методов математического моделирования в управлении, алгоритмов выработки оптимальных решений, технико-экономических моделей развития (Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Р. Калман, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер); методов мобилизации работников посредством активной работы менеджеров, учет и использование человеческого фактора, разработка принципов кадровой политики (Р. Майлз, современные персоналоведы); концепций целевого управления (П. Друкер); теории агентских отношений (А. Алчиана, В. Андреффа, Р. Вишны, Г. Гроссмана, Г. Демсеца, М. Дженсена, У. Меклинга, Р. Познера, О. Уильямсона, Ю. Фамы, Г. Харта, Дж. Ходжсона, А. Шляйфера, Т. Эггертссона и др.)).

Подчеркнем, что накопленные и активно используемые современные знания менеджмента указывают на необходимость поиска, адаптации и развития новых форм и методов в системе стратегического планирования. Такой подход является обязательным и обеспечивающим использование законов и закономерностей развития современных социальных и экономических систем. Также это реальная возможность избежать многих конфликтов и проблем. В первую очередь, это конфликты и проблемы в парадигме отношений «население региона–власть–бизнес». И разрешение этого конфликта лежит в плоскости формирования инструментов информационной прозрачности в разработке и реализации стратегических планов.

«Для разрешения конфликтов и выработки единого видения проблем необходим процесс активного сотрудничества с общественностью. Современное стратегическое планирование – это процесс обмена информацией, примирения противоположных взглядов и согласования позиций, формирование у участников заинтересованности в реализации выработанных планов и действий. Для совершенствования этой работы следует рекомендовать проводить совместные совещания, открытые дискуссии в прессе и на телевидении, проводить социологические и экспертные опросы, использовать разнообразные инструменты и формы связей с общественностью. Этому должна способствовать специальная система стимулирования выполнения стратегического плана, создаваемая государственной и региональной властью. С другой стороны, стратегическое планирование в системе регионального управления должно выполнять не только методологические, методические, аналитические функции, но и познавательно-воспитательные. Система ценностей и преимуществ (определение вектора развития и его соответствие интересам регионального сообщества или их группам) не является чем-то неизменным, а расхождения во мнениях и оценках, так же, как отношение различных групп к сотрудничеству, меняется во времени. Поэтому важно, чтобы процесс согласования позиций содержал элемент формирования и развития всего сообщества, то есть не только способствовал достижению согласия у всех участников, но и формировал у них новые прогрессивные преимущества, которые отвечали бы целям стратегии» [7].

По оценка ведущих специалистов украинского регионального менеджмента, будущее в системе стратегического регионального планирования за такими технологиями, которые ориентированы на самые современные стандарты использования информатизации. Именно технологии Форсайт помогают многим странам и регионам мира ускорят процесс перехода на стандарты информационного общества и информационной экономики.

С началом нынешнего столетия Форсайт-технологии начали активно продвигаться на такие сферы научных знаний, как социология, социальный менеджмент, региональная экономика и другие. Предпосылками этого послужили определенные факторы развития общественного прогресса (рис.).

 

Полотно 6527

Рис. Информационный прогресс и направления стимулирования развития методологии Форсайт
в системе знаний регионального менеджмента

Информационный прогресс во всей его широте и особенностях воздействия признан инструментом совершенствования современного государственного и регионального управления. Качество информационных ресурсов, их объем, разнообразие формируют соответствующие параметры принимаемых управленческих решений.

Также актуальным, по нашему мнению, становится переход на адаптацию широко используемых в мировой практике подвидов стратегического планирования:

  1. Интерактивное. Предполагает формирование стратегии на основе детального изучения, анализа и оценки результатов прошлых наработок.

  2. Преактивное. Формирует видение будущего через призму руководства по оптимизации принятия управленческих решений.

  3. Реактивное. Формирует видение стратегических изменений от низших звеньев управленческих иерархий к высшим с использованием аналитического инструментария.

  4. Инактивное. Предполагает комплексную оценку существующего социально-экономического потенциала и на основе определенных возможностей формирование планов по расширению или стабилизации процессов жизнедеятельности.

Подчеркнем, что возможности усовершенствования стратегического планирования еще не исчерпаны. И методологический потенциал стратегического планирования значительно расширяется за счет его включения в современный Форсайт. Особый интерес эти знания представляют для украинского регионального менеджмента в контексте раз­решения проблематики; формирования новых направлений исследования; векторности и комплексности практического внедрения.

Выводы. Предложенное краткое рассмотрение методологических основ развития стратегического планирования направленно на расширение объемного и системного видения новых возможностей украинского государственного и регионального управления в вопросах совершенствования деятельности. В мировой практике видение методологии Форсайт является системным и имеет черты, внутренние характеристики общественного прогресса. Фактами, подтверждающими такой глобальный научный потенциал, являются сферы распространения данных знаний – экономика, социальная сфера, культура, политика. Особое место в данном списке следует уделить науке, как центру данного потенциала, ядру ускорения информационного прогресса.

Список использованных источников

  1. Васильчeнкo Г. В. Стратeгiчнe планування рoзвитку аглoмeрацiй та субрeгioнiв України як iнструмeнт пiдвищeння кoнкурeнтoспрoмoжнoстi рeгioну / Г. В. Васильчeнкo, І. Л. Парасюк // Фoрмування ринкoвoї eкoнoмiки. − Спeцвип.: Рeгioнальний рoзвитoк України: прoблeми та пeрспeктиви. – 2011. – Ч. 1. − С. 223–230.

  2. Інноваційна стратегія українських реформ / А. Гальчинський, В. Геєць, А. Кінах, В. Семиноженко. – К. : Знання України, 2002. – 326 с.

  3. Качала Т. М. Розвиток соціальної інфраструктури в регіоні / Т. М. Качала, Т. М. Кришталь // Економіка і регіон. – 2013. – № 4 (41). – С. 16–21.

  4. Осипов В. М. Роль форсайта в управлінні субрегіоном / В. М. Осипов, І. Л. Парасюк, О. О. Ворожейкін // Економічні інновації. – 2012. – Вип. 47: Проблеми та сучасні зрушеня в реальному секторі економіки. – С. 197–206.

  5. Прямухина Н. Особенности формирования методологии Форсайт и ее использование в государственном и региональном управлении / Н. Прямухина, О. Финагина // The Scientific Association of Economists and Lawyers «Fundacio»: Zagreb’s. International Conference on Law and Social Sciences (December, 5th, 2014), Zagreb (Croatia), 2014, the collection of scientific papers, p. 163.

  6. Руліцька К. М. Ефективність використання форсайту при aормуванні стратегії розвитку / К. М. Руліцька // Ефективність функціонування сільськогосподарських підприємств : матеріали ІІІ Міжнародної науково-практичної інтернет-конференції (23-28 травня 2014 р). – Львів : Ліга-Прес, 2014. – С. 102–105.

  7. Фінагіна О. В. Ринкова трансформація в регіоні: особливості розвитку та діагностування : монографія / О. В. Фінагіна ; НАН України ; Ін-т економіко-правових досліджень. – Донецьк : ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2005. – 228 с.

  8. Horton A. A Simple guide to successful foresight / A. Horton // Foresight. – 1999. – № 1(1). – P. 5–9.