ISSN 2225-7543

УДК 35.08:328.185
С.В. Скалдуцкий, аспирант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия


РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ


В статье рассмотрены основные составляющие развития кадрового потенциала государственного управления, установлена взаимосвязь между профессионализмом государственных служащих и уровнем коррупции, предложено внедрить более требовательный подход к формированию состава кадров аппарата государственных и муниципальных органов, к отбору на государственную службу.
Ключевые слова: кадровый потенциал, развитие, государственное управление, государственные служащие, механизм, коррупция, кадровая политика.

 

У статті розглянуті основні складові розвитку потенціалу державного управління , встановлений взаємозв’язок між професіоналізмом державних службовців і рівнем корупції , запропоновано впровадити більш вимогливий підхід до формування складу кадрів апарату державних і муніципальних органів, до відбору на державну службу.
Ключові слова: кадровий потенціал, розвиток, державне управління, державні службовці, механізм, корупція, кадрова політика.

 

The basic components of developing potential state administration, establishing interaction between professionalism of state administration executives and corruption level, introducing approach to personnel of state and municipal bodies formation have been concidered in the article.
Key words: personnel potential, development, state administration, civil servants, mechanism, corruption, personnel policy.

Постановка проблемы. В современном мире негативные проявления коррупции четко просматриваются в сфере политики и государственного управления как деструктивный фактор общественной жизни, определяющий состояние национальной безопасности государства, как препятствие развитию реальной демократии и росту благосостояния населения. Несмотря на тот факт, что коррупция нашла свое отражение в политической, экономической, культурно-духовной, социально-структурной организации общества, все ее проявления в большей степени ощутимы в реальной социальной жизни. Они сказываются на ее уровне, а также степени защищенности граждан, обеспеченности их прав и свобод.
Анализ исследований и публикаций. На основании Конституции Российской Федерации человек и его права провозглашены высшей ценностью , а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Исходя из этого, а также на основе ст. 18 Конституции Российской Федерации, государственный служащий служит в первую очередь гражданам страны. Тем не менее, в отношениях между органами государственной власти и гражданами порой возникают социальные противоречия, обусловленные различием интересов субъектов управленческих отношений . Помимо этого, внешняя среда системы государственного управления активизирует и провоцирует чиновников разного уровня на конфликт интересов. Таким образом, эти и многие другие обстоятельства запускают механизм формирования коррупционных отношений в различных сферах жизни общества.
Для более четкого понимания природы таких отношений обратимся к этимологии термина «коррупция». Термин «коррупция» является заимствованием. В переводе с английского языка «corrupt» означает «развращенный, продажный», а «corruption» – продажность, искажение, порча [2]. Анализ научной литературы по проблеме противодействия коррупции выявил широкий спектр дефиниций данного понятия. Например, одно из наиболее общих определений дано в Толковом словаре С.И. Ожегова. Он определяет коррупцию как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [4]. Действующее законодательство РФ в качестве коррупции признает: «а) злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [1].
Установлено, что коррупция – это многоаспектное явление. С политологических позиций она рассматривается как средство борьбы за власть и способ реализации властных полномочий. Экономисты видят причины коррупции в неэффективной экономике, а также нерациональном управлении экономическими процессами. Через призму социологии это явление просматривается как неформальное и отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных благ, использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.
Исходя из анализа научной литературы, выделяем следующие ключевые признаки коррупции:
1. Отклоняемость поведения коррумпированной элиты по отношению к интересам большинства членов общества.
2. Использование коррумпированной элитой разнообразных методов принуждения для достижения властного экономического господства.
3. Неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений.
4. Нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству , а также способов их приобретения.
5. Наличие личной заинтересованности, сознательное противоправное подчинение публичных интересов интересам частным.
6. Использование должностным лицом служебного положения в целях получения выгоды либо предоставления выгоды должностному лицу , сопровождаемое сознательным нарушением закона.
7. Нанесение ущерба авторитету и интересам государственной власти и власти местного самоуправления.
8. Согласительный характер действий, всегда носит взаимовыгодный, взаимозаинтересованный характер.
9. Латентность, закрытость, секретность (стремление скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием – неприемлемый атрибут коррупции).
10. Специфический сленг, поговорки: «отмывание», « крышевание», «откаты», «кошка в перчатках ловить мышей не будет» и др. [5].
Указанные признаки не возникают сами по себе . Это результат, обусловленный сложным процессом развития новой российской государственности, ускоренного перехода к рыночным социально-экономическим отношениям. Как следствие – серьезными сбоями в системе подбора и назначения кадров в системе государственного управления [3]. Эти и другие обстоятельства запустили механизм формирования коррупционных отношений во всех сферах общественной жизни, в том числе среди персонала государственной службы.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В вопросах борьбы с коррупцией особую актуальность приобретает развитие кадрового потенциала государственного управления как один из механизмов противодействия этому опасному социальному явлению, в том числе посредством технологий государственной кадровой политики.

Цель статьи. Выявление причин проявления коррупции, поиск путей развития кадрового потенциала государственного управления как механизма противодействия коррупции на современном этапе.
Изложение основного материала. Кадровая политика в системе государственной службы понимаемая как общенациональная стратегия в вопросах формирования, развития и обеспечения востребования кадрового потенциала государственной службы реализуется по следующим направлениям:
• политика кадрового обеспечения государственных органов;
• организационно-штатная политика;
• политика профессионально-должностного развития государственных служащих;
• политика профессионально-квалификационного развития государственных служащих;
• политика социальной защиты государственных служащих ;
• политика контроля за служебным поведением государственных служащих;
• информационно-кадровая политика;
• политика профессионального очищения государственной службы от непрофессионалов и скомпрометировавших себя людей.
В этой связи интересным представляется обратиться к международному опыту развития кадрового потенциала. Например, в Сингапуре отбор кандидатов в чиновники происходит еще в школе, где создана система, позволяющая отбирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, что способствует повышению их образовательного и профессионального уровня. Затем представителям будущей элиты помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу. В частности, детям государственных чиновников оплачивается обучение в Оксфорде, Сорбонне, Гарварде и других наиболее престижных зарубежных вузов. Тем самым поощряется появление чиновничьих династий. Таким образом, государственный аппарат управления постепенно обновляется профессиональными , выученными и воспитанными кадрами.
Одной из мер по противодействию коррупции при комплектовании состава гражданских служащих является соблюдение конституционного права граждан РФ на равный доступ к государственной гражданской службе. Реализация данного принципа способствует созданию условий для объективной и комплексной оценки претендентов на должность гражданского служащего, в ходе формирования кадрового резерва для госслужбы, проведения конкурсов при поступлении на службу, резерва кадров для выдвижения, при недопущении субъективизма, лоббирования отдельных кандидатов со стороны бизнес- и криминальных структур. Именно открытые конкурсы при приеме на гражданскую службу позволяют противостоять все еще имеющемуся протекционизму, родственным и земляческим влияниям, лоббированию и даже взяткам «за получение должности». Особое внимание следует обращать на более тщательный отбор на службу граждан для зачисления на «взяткоемкие» должности (распределение природных ресурсов, финансовых дотаций, государственных и муниципальных заказов и т . п.).
В качестве инструмента противодействия коррупции используют и такую кадровую технологию, как аттестация гражданских служащих. Она проводится в целях определения соответствия кадров замещаемой должности гражданской службы, а также определения дальнейших служебных перспектив. При проведении аттестации обязательно должны учитываться: соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных действующим законодательством.
Явную антикоррупционную направленность носят меры социально-экономического характера. Уровень денежного содержания государственного служащего должен обеспечивать ему и его семье качество жизни, соответствующее уровню развития общества и государства, что будет способствовать долговременному, добросовестному и эффективному исполнению государственным служащим своих должностных (служебных) обязанностей.
Выводы и предложения. Современные социальные и политические реалии требуют не только разработки теоретических вопросов противодействия коррупции, но и практической выработки механизмов оптимального использования кадрового потенциала государственной службы в качестве ресурса по противодействию различным
проявлениям коррупции. В связи с этим особую актуальность имеет более требовательный подход к формированию состава кадров аппарата государственных и муниципальных органов, к отбору на службу или для выдвижения на руководящие должности не только профессионально подготовленных, но и честных, порядочных людей, ставящих превыше всего служение обществу и государству, на основе воспитания у чиновников понимания не только уголовной, гражданско-правовой, административной, но и социальной ответственности за допущенные служебные и моральные проступки и тем более – за противоправные действия.


Список использованных источников
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. No 273-ФЗ.
2. Англо-русский и русско-английский иллюстрированный словарь. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 480 с.
3. Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства : сборник. – 2-е изд. – М.: Моя Россия; Кучково поле, 2005. – С. 247.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4- е издание. – М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ , 2003. – С. 298.
5. Охотский Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия / Е. В. Охотский // Социологические исследования. – 2009. – No 9 (305). – С. 26-28; Гуров М. П. Коррупция как сложное социально- экономическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности / М. П. Гуров // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. – No 6. – С. 48-49.