ISSN 2225-7543

В.Н. Мамичева, аспирантка

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье представлен анализ результатов социологического опроса субъектов малого и среднего предпринимательства Брянской области на предмет выявления барьеров во взаимодействии бизнеса и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: социологический опрос, барьеры, бизнес, предпринимательство, государственная служба, эффективность, развитие.

У статті подано аналіз результатів соціологічного опитування суб’єктів малого і середнього підприємництва Брянської області на предмет виявлення бар’єрів у взаємодії бізнесу і державної цивільної служби суб’єкта Російської Федерації, що перешкоджають розвитку малого і середнього бізнесу.

Ключові слова: соціологічне опитування, бар’єри, бізнес, підприємництво, державна служба, ефективність, розвиток.

Analysis of the sociological questioning results in small and middle business of the Bryansk region for the purpose to reveal barriers in business cooperation and civil service in subject Russian Federation, which hinder small and middle business is given in this article.

Key words: sociological questioning, barriers, business, enterprise, government service, efficiency, development.

Постановка проблемы. В последние годы в связи с процессами реформирования экономико-правовой системы государства существенно усилилась роль и значимость предпринимательства в экономике и социальной сфере региона. Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим фактором становления рыночной экономики Брянской области, да и в целом всей России.

Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики – это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.

Анализ исследований и публикаций. Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:

- малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынке товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;

- малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;

- становление и развитие малого и среднего предпринимательства изменяет общественную психологию и жизненные ориентиры населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;

- развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний день сделано явно недостаточно.

Цель статьи. Выявление барьеров во взаимодействии бизнеса и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации на основании обобщенния результатов социологического опроса.

Изложение основного материала. В октябре 2010 года был проведен опрос среди субъектов малого и среднего предпринимательства Брянской области с целью выявления барьеров во взаимодействии бизнеса и власти, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса.

Целью проведения анкетирования является выявление и оценка барьеров, возникающих на пути развития предпринимательской деятельности на территории Брянской области.

К конкретным задачам анкетирования можно отнести следующее:

· получить информацию о состоянии и реальных перспективах взаимодействия бизнес-сообщества области с органами государственной и муниципальной власти;

· определить проблемы, стоящие перед малым и средним предпринимательством, и пути их решения, предлагаемые субъектами малого и среднего бизнеса.

В опросе участвовали руководители малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, представляющих более 100 субъектов малого и среднего предпринимательства и относящимся к следующим видам экономической деятельности: торговля – 37 %, производство – 23,4 %, строительство – 21,1 %, транспорт – 8,3 %, общественное питание – 6,2 % и другие виды деятельности – 4,0 %.

56 % анкетируемых относятся к развивающемуся бизнесу, 37,5 % – к стабильно развивающемуся, 6,5 % – к начинающему. 60,3 % анкетируемых являются индивидуальными предпринимателями, далее по убыванию идут общества с ограниченной ответственностью (38,2 %), затем акционерные общества (1,5 %).

Большинство респондентов по численности работников представляют средние предприятия (57,7 %), к малым отнесли себя 39,7 % и крупным 2,6 %.

В ходе опроса были получены данные, характеризующие состояние, проблемы и намерения предпринимателей (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства
в субъекте Российской Федерации

Содержание ответа

%

Высокий уровень налогообложения

41,3

Трудности с получением кредитных ресурсов, лизинговых схем

34

Недостаток финансовых ресурсов

67

Низкое оснащение технологическим оборудованием, средствами производства

14

Трудности с поиском инвесторов

7

Недостаточное информационное обеспечение

8

Низкий уровень кадрового обеспечения квалифицированными рабочими

39

Трудности с получением государственного заказа

11

Высокие тарифы на электро- и теплоносители

61

Трудности с оформлением права собственности (аренды) на недвижимое имущество, земельный участок

53

Отсутствие информации о возможности аренды помещений, свободных и незагруженных производственных площадей

15

Трудности с организацией нового бизнеса

6,7

Анализ результатов даёт основания утверждать, что основными проблемами малого и среднего бизнеса в субъекте Российской Федерации является недостаток финансовых ресурсов (67 %) и высокие тарифы на электро- и теплоносители (61 %). Также острыми проблемами для бизнеса являются высокий уровень налогообложения (41,3 %) и трудности с получением кредитных ресурсов, лизинговых схем (34 %). Существует большая проблема с оформлением права собственности (аренды) на недвижимое имущество, земельный участок (53 %).

Проблема квалификации кадров (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) стоит в настоящее время особенно остро, и это отмечают 39 % опрошенных предпринимателей. Экономика России, в том числе и субъектов Российской Федерации, находится на пути развития, появляются новые сферы деятельности, новые специальности. Новые рынки требуют новых высококлассных специалистов. Чем быстрее, динамичнее развивается сфера предпринимательства, тем острее чувствуется дефицит квалифицированных кадров.

Недостаточное информационное обеспечение предпринимательства и отсутствие информации о возможности аренды помещений, свободных и незагруженных производственных площадей рассматривается как острая проблема (8 % и 15 % респондентов соответственно).

Мнение респондентов о наличии административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства, по результатам опроса, выглядит следующим образом. Основные административные барьеры, по мнению 54 % респондентов возникают на муниципальном уровне, 27 % – на региональном, 19 % – на федеральном уровнях.

Деятельность правоохранительных органов в соблюдения прав предпринимателей субъекты малого и среднего бизнеса оценили следующим образом (по 5-ти балльной шкале: 1 максимально негативная оценка, 3 нейтральная оценка, 5 максимально позитивная оценка): 51 % 3 балла; 49 % 2 балла.

При оценке эффективности реагирования органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на жалобы о нарушении прав предпринимателей по 5-ти балльной шкале (1 максимально негативная оценка, 3 нейтральная оценка, 5 максимально позитивная оценка) результаты опроса распределились следующим образом: 48 % 2 балла; 41 % 1 балл; 11 % 3 балла.

На вопрос «Приходилось ли Вам урегулировать вопросы Вашей деятельности с разрешительными, надзорными, контролирующими, лицензирующими органами с помощью непредусмотренного законодательством вознаграждения должностным лицам?» были получены следующие ответы: 49 % опрошенных ответили на данный вопрос «приходилось, но редко», 37 % – «да, с этим сталкиваюсь постоянно», 14 % ответили «нет, не приходилось».

В таблице 2 приведено мнение респондентов по ожидаемой субъектами предпринимательства поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Таблица 2

Ожидаемая предпринимательством поддержка от органов
государственной власти и местного самоуправления

Содержание ответа респондентов

%

Льготное и долгосрочное кредитование

57,3

Финансовая поддержка в виде гарантированного выделения денежных средств из бюджета, кредитования с отсрочкой платежа и субсидированием

23,0

Льготы по аренде помещений, земельных участков

19,0

Дотации, субсидии и субвенции

11,7

Налоговые льготы в различные уровни бюджета, в т. ч. льготы по налогообложению в первые годы деятельности

51,5

Снижение ставок по налогам

57,3

Получение постоянного государственного заказа

7,0

Бизнес-сообщество настроено положительно на сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления. Мнение респондентов по оценке потребности и перспективам самоорганизации бизнеса во взаимодействии с властью приведены в таблице 3, из чего следует, что большая часть опрошенных предпринимателей «рассчитывают на реальную эффективность» самоорганизации бизнеса во взаимодействии с властью (38,9 %).

Таблица 3

Потребности и перспективы самоорганизации бизнеса во взаимодействии с властью

Содержание ответа респондентов

%

Считаю желательной

27,4

Полагаю возможной

33,7

Рассчитываю на реальную эффективность

38,9

Так, отвечая на вопрос: “За счет чего в первую очередь можно повысить эффективность взаимодействия бизнеса с властью в снятии административных барьеров и устранения избыточного регулирования экономической деятельности?, 77 % респондентов видят устранение барьеров в наращивании активности со стороны государства и 42,8 % опрошенных предпринимателей считают, что устранить барьеры можно путем регулярного информирования предпринимателей о полномочиях проверяющих органов, их правах и обязанностях. С другой стороны, есть мнение (20,8 %), что устранить административные барьеры и избыточное регулирование возможно только за счет активизации самого бизнеса и его более интенсивной самоорганизации в данном процессе. Прибегнуть к помощи межведомственных комиссий с участием органов государственной власти, общественных организаций предпринимателей, контрольных, правоохранительных и надзорных органов призывают 19,6 % предпринимателей. Решить проблему взаимодействия с властью путем создания при объединениях предпринимателей специальных органов, регулирующих конфликты, считают возможным 11,2 % опрошенных предпринимателей.

По мнению респондентов, главным тормозом в проведении работы по устранению административных барьеров является: «коррупция в органах государственной власти» (67,8 %); «бюрократизм» (59,3 %); «пассивность общественных объединений предпринимателей» (26,4 %).

Сложившуюся в настоящее время ситуацию с точки зрения условий предпринимательской деятельности и соблюдения прав предпринимателя в субъекте Российской Федерации респонденты оценили следующим образом (%):

- благоприятные, без нарушений – 0;

- приемлемые, с отдельными нарушениями – 44,2;

- неблагоприятные, с нарушениями – 55,8;

- проблемные, положение бесправное – 0.

Отвечая на вопрос анкеты: «Оцените в целом уровень административных барьеров в субъекте Российской Федерации», предприниматели дали следующие ответы (%):

- запредельно высокие – 0;

- высокие – 53,7;

- средние – 46,3;

- низкие – 0;

- барьеры отсутствуют – 0.

Выводы и предложения. Таким образом, исходя из результатов проведенного опроса, можно сделать вывод о том, что в субъекте Российской Федерации в развитии малого и среднего бизнеса существует ряд барьеров, которые можно разделить на следующие типы:

1. Административные:

- недостаточное нормативно-правовое регулирование;

- коррупция;

- недостаток финансовых ресурсов;

- высокие тарифы на электро- и теплоносители;

- уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчетности;

- недостаточное информационное обеспечение.

2. Институциональные:

- неразвитая инфраструктура поддержки;

- недостаточное содействие муниципальной власти субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ.

3. Субъективные:

- низкая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

4. Инфраструктурные:

- слабая имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- барьеры при регистрации и ведении предпринимательской деятельности;

- проблема с оформлением права собственности (аренды) на недвижимое имущество, земельный участок.

Существующие проблемы можно решать только объединенными усилиями и согласованными действиями органов местного самоуправления, государственных органов (как региональных, так и федеральных) и самих субъектов предпринимательства при участии институтов гражданского общества.