ISSN 2225-7543

УДК 339.9

 

А.С. Маловичко, канд. экон. наук

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Кривой Рог, Украина

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А.С. Маловичко, канд. екон. наук

Донецький національний університет економіки і торгівлі імені Михайла Туган-Барановського, м. Кривий Ріг, Україна

ТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ ТРАНСПОРТНИХ ПОСЛУГ У КОНТЕКСТІ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ

Andrеу Malovіchko, PhD in Economics

Donetsk National University of Economic and Trade named after Mykhail Tugan-Baranovsky, Krivoy Rog, Ukraine

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT SERVICES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Транспортные услуги являются одними из наиболее значимых на мировом рынке услуг. Показатели развития транспортных систем позволяют дать оценки адекватности реагирования субъектов мирового хозяйствования на требования, выдвигаемые процессом глобализации. Рассмотрена взаимосвязь развития транспортных систем государств и характер их вовлеченности в процессы интеграции и глобализации. Выделены основные тенденции, характеризующие развитие транспортной отрасли. Обозначена косвенная взаимосвязь показателей развития транспортной сети и уровня вовлеченности страны в процессы глобализации. Транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами глобальной экономики, и таким образом оказывает значительное воздействие на активизацию интеграционных процессов.

Ключевые слова: глобализация, транспортная система, интеграция.

Транспортні послуги є одними з найбільш вагомих на світовому ринку послуг. Показники розвитку транспортних систем дають змогу оцінити адекватність реагування суб’єктів світового господарювання на вимоги, що висуваються процесом глобалізації. Розглянуто взаємозв’язок розвитку транспортних систем держав та характеру їх залучення до процесів інтеграції та глобалізації. Відокремлено основні тенденції, що характеризують розвиток транспортної галузі. Зазначено непрямий взаємозв’язок показників розвитку транспортної мережі та рівня залучення країни до процесів глобалізації. Транспорт є однією з найбільших системотвірних галузей, що мають тісний зв’язок зі всіма елементами глобальної економіки, і таким чином значно впливає на активізацію інтеграційних процесів.

Ключові слова: глобалізація, транспортна система, інтеграція.

Transport services are the most important in the world services market. Indicators of transport systems allow to assess the adequacy of the response of the global economic actors on the demands made by the globalization process. Consideration of the relationship of the development of transport systems and the nature of their involvement in the processes of integration and globalization. Main trends in the development of the transport sector are dedicated. The indirect relationship development indicators of the transport network and the level of involvement of the country in the globalization processes is denotes. Transport is one of the largest system of industries that have close ties with all the elements of the global economy, and thus has a significant effect on the activation of integration processes.

Key words: globalization, the transport system, integration.

Постановка проблемы. На протяжении XX–XXI веков мировая экономическая система подверглась масштабным изменениям. Активизация интеграционных процессов, усиление взаимозависимости субъектов мирового рынка привели к возникновению новых тенденций развития глобальной экономики. Особую актуальность приобрела сфера торговли услугами, т. к. ранее рынок услуг (за исключением финансового рынка) представлял собой совокупность экономических отношений между мелкими и средними фирмами. Ситуация кардинально изменилась в связи с выходом на рынок транснациональных корпораций, которые активно внедряли в экономическую деятельность современные средства телекоммуникаций, создавая при этом глобальную систему передачи информации.

Анализ последних исследований и публикаций. Влияние мировой транспортной системы на развитие процессов глобализации рассматриваются такими представителями Международного транспортного форума, как Г. Уд, Р. Чейс, П. Рамзауер и др.

Выделение не решенных ранее частей общей проблемы. Наблюдается очевидное влияние уровня развития транспортной системы государства на ее вовлеченность в процессы глобализации.

Постановка задачи. Целью статьи является рассмотрение взаимосвязи развития транспортных систем государств и характера их вовлеченности в процессы интеграции и глобализации.

Изложение основного материала исследования. Под мировым рынком транспортных услуг ученые подразумевают систему отношений в процессе производства и реализации транспортной продукции, или услуг по международным перевозкам грузов. На этом рынке взаимодействуют, с одной стороны, покупатели-грузоотправители, а с другой – продавцы-перевозчики. Особенность рынка транспортных услуг состоит в том, что первые (грузоотправители и грузополучатели) прежде всего выступают как продавцы и покупатели товаров, а перевозчики – тем промежуточным звеном, без которого сделка купли-продажи не может быть осуществлена. Поэтому мировая коммерческая практика давно уже признала равнозначность перевозки товаров (более точно, даже не перевозки, а сдачи груза к перевозке) его поставке покупателю.

Такой двойственный характер транспортного рынка, когда, с одной стороны, он является просто рынком – поставщиком транспортной продукции как таковой, а с другой – рынком, материализующим сделку купли-продажи, определяет его принципиальное влияние на развитие внешней торговли и мирохозяйственные связи в целом.

В соответствии с данными Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25 % от общей величины мирового экспорта. Темпы роста рынка услуг более высокие по сравнению с темпами роста внешней торговли, что обуславливается, прежде всего, резким снижением транспортных издержек, увеличением мобильности производителей и потребителей услуг [1].

Транспортные услуги являются наиболее значимыми на мировом рынке, т. к. уровень развития транспортных систем наиболее активно влияет на развитие экономики страны и ее интеграцию в глобальную экономическую систему.

Рейтинг стран мира по уровню глобализации рассматривается через индекс глобализации KOF как комбинированный показатель, который дает возможность оценить масштаб интеграции страны в мировое сообщество (табл. 1). Ученые Швейцарского экономического института при участии исследователей Швейцарского технологического института выделяют 24 показателя, измеряющие экономическую, социальную и политическую глобализацию [2]. Таким образом, данный индекс позволяет косвенно рассмотреть значение не только развития торговли, но и услуг, в т. ч. транспортных.

Таблица 1

Рейтинг стран мира по индексу глобализации KOF, 2013 г. [2]

Рейтинг

Страна

Индекс

Рейтинг

Страна

Индекс

1

Бельгия

92,3

11

Кипр

86,08

2

Ирландия

91,79

12

Великобритания

85,39

3

Нидерланды

91,33

13

Канада

85,38

4

Австрия

89,48

14

Люксембург

85,15

5

Сингапур

88,89

15

Чехия

84,86

6

Дания

88,12

16

Финляндия

84,85

7

Швеция

87,63

17

Испания

84,21

8

Португалия

87,07

18

Франция

83,86

9

Венгрия

86,85

19

Словакия

83,49

10

Швейцария

86,28

20

Норвегия

81,99

Европейский долговой кризис не оказал негативного влияния на уровень глобализации Бельгии, возглавившей действующий рейтинг KOF. Португалия, тоже сильно пострадавшая в его результате, заняла в списке 8-е место.

Ирландия и Нидерланды дополнили тройку наиболее глобализированных стран мира. Четвертое место заняла Австрия, а пятое – Сингапур. Следует отметить, что в категориях экономической и социальной глобализации Сингапур набрал наибольшее количество баллов. Великобритания заняла двенадцатую позицию, что обусловлено, в первую очередь, экономическими причинами, такими как рост таможенных пошлин и другие ограничения импорта.

Прежде чем рассмотреть динамику показателей развития национальных транспортных систем, необходимо принять во внимание то, что публикуемые статистические данные об операциях с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, т. к. в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации – это данные, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков, а именно:

  • не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе;

  • страны, предоставляющие информацию, не всегда ее достаточно детализируют, что не позволяет выделить услуги и некоторые важные их субпозиции;

  • многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпоративных связей зарубежных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере;

  • платежи за услуги часто включаются в торговлю товарами, и в первую очередь – это транспортные услуги.

Современная транспортная система и структура транспортных перевозок сложились в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень сильно влияют на указанные процессы.

Однако в последнее десятилетие структура транспортных перевозок претерпела изменения (рис.). Доля железнодорожных перевозок сократилась с 11,5 % до 10,6 %. Доля морского транспорта сократилась с 62,9 % до 59,5 %. Доля автомобильного транспорта выросла с 11,8 % до 13,5 %. Доля воздушных перевозок увеличилась с 0,15 % до 0,2 % [3].

Рис. Структура мировых транспортных перевозок, 2000, 2013 гг. [3]

Изменения в структуре перевозок обусловлены следующими изменениями мирового хозяйства [4]:

  • увеличение доли внутрирегиональных перевозок. За 2000–2013 гг. темп роста внутрирегиональных перевозок на 2,8 % превышал темп роста межрегиональных;

  • опережающий рост внутринационального спроса в развивающихся странах. В 2000–2013 гг. темпы роста внутринационального спроса в развивающихся экономиках на 1,9 % превышали темпы роста внешней торговли;

  • сокращение доли перевозки необработанной продукции.

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки (около 30 % общей протяженности мировых путей сообщения, первое место по грузообороту) и Западной Европы (первое место по густоте транспортной сети). В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом. В развитых странах лидирует автомобильный транспорт (40 % перевозок), на железнодорожный приходится 25 %. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный транспорт (60 %), на автомобильный приходится 9 %. Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50 %) и Азии (25 %), на долю Америки приходится 13 %, всех других регионов – 11 % [5].

Общая тенденция развития мировой транспортной системы состоит в том, что международные перевозки грузов растут медленнее, чем международная торговля, поскольку объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно либо не растут вовсе, а материалоемкое производство перемещается к источникам сырья.

Замедление темпов роста мировой экономики оказывает негативное воздействие на объемы грузовых перевозок, в том числе коммерческих перевозок и грузооборот. Шесть стран (Дания, Испания, Ирландия, Финляндия, Франция, Швеция) с 2012 года демонстрируют постепенное снижение объемов грузоперевозок в среднем на 4 % (табл. 2). В 2012 году объемы грузовых перевозок всех представленных стран, кроме Норвегии, снизились, наибольшее снижение показателя наблюдается в Люксембурге (на 23,44 %). Основными причинами снижения объемов перевозок являются стагнация промышленного и сельскохозяйственного производств, снижение темпов роста экспортных и импортных поставок, а также инертный внутренний спрос.

Таблица 2

Динамика объемов перевозки грузов стран-лидеров рейтинга KOF по уровню
глобализации, млн т/км [3]

Страна

2009 г.

2010 г.

Темп роста 2010 г. к 2009 г.

2011 г.

Темп роста 2011 г. к 2010 г.

2012 г.

Темп роста 2012 г. к 2011 г.

2013 г.

Темп роста 2013 г. к 2012 г.

Австрия

43350

45747

105,53

46693

102,07

44979

96,33

45600

101,3

Дания

15593

16360

104,92

17904

109,44

17648

98,57

17409

98,65

Испания

227514

226118

99,39

223459

98,82

215582

96,47

208679

96,80

Ирландия

12147

11016

90,69

10046

91,19

9986

99,40

9237

92,50

Люксембург

8880

9326

105,02

9413

100,93

7207

76,56

7745

107,4

Норвегия

23605

24272

102,83

23806

98,08

24297

102,0

25273

104,0

Финляндия

36590

40163

109,76

36402

90,64

34857

95,76

34023

97,61

Франция

225085

230041

102,20

237309

103,16

221236

93,23

216392

97,81

Чехия

60542

68473

113,10

71795

104,85

68070

94,81

71484

105,0

Швеция

52507

56202

107,04

56281

100,14

52410

93,12

51471

98,21

Швейцария

27722

28349

102,26

29235

103,13

28482

97,42

29278

102,7

Необходимо отметить влияние внешних факторов на объемы транспортных перевозок стран. Так, большая часть транспортной сети Ирландии находится в государственной собственности, что отчасти является причиной ее замедленного развития (ориентация на бюджетное финансирование, отсутствие экономических стимулов и т. д.). Норвегия, транспортная система которой напрямую зависит от плотности населения и времени года, единственная из представленных в табл. 2 стран, демонстрирует стабильный рост объема грузовых перевозок (в среднем на 2 %) за счет эффективно функционирующей системы путей сообщения и значительных объемов капиталовложений в развитие транспортной инфраструктуры [5].

Выводы. Несмотря на то, что в индексе глобализации KOF не учитываются показатели развития транспортной системы стран, транспортная составляющая оказывает влияние на значения таких показателей, как товарооборот, международный туризм, прямые инвестиции и т. д. Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами глобальной экономики, и таким образом оказывает значительное воздействие на активизацию интеграционных процессов.

Список использованных источников

  1. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.wto.org.

  2. Индекс глобализации KOF. Исследование Центра гуманитарных технологий [Электронный ресурс] / под рук. Axel Dreher. – Режим доступа : http://gtmarket.ru/ratings/kof-globalization-index/info.

  3. Международный транспортный форум [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.internationaltransportforum.org.

  4. Городецкий В. К. Мировая экономика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. К. Городецкий. – Режим доступа : http://economuch.com/zarubejnyih-stran-hozyaystvo/transport-svyaz-sfera-10960.html.

  5. Мировая транспортная система: структура и развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://biznesdays.ru/mirovaya-transportnaya-sistema-struktura-i-razvitie.html.