ISSN 2225-7543

УДК 331.556.4

 

Реджей Аль Хадж Мустафа, аспирант

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, г. Харьков, Украина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Исследованы теоретические и методологические аспекты разработки нового комплексного подхода к управлению миграционными процессами на основе концепции управления качеством.

Ключевые слова: миграционные процессы, система управления, концепция управления качеством, глобализация.

Досліджено теоретичні та методологічні аспекти розробки нового комплексного підходу до управління міграційними процесами на основі концепції управління якістю.

Ключові слова: міграційні процеси, система управління, концепція управління якістю, глобалізація.

Investigated the theoretical and methodological aspects of a new comprehensive approach to migration management based on the concept of quality management.

Key words: migratory processes, control system, conception of quality management, globalization.

Постановка проблемы. Трансформация демографических процессов в мире, которая неразрывно связана с трансформацией хода воспроизводства человеческого капитала в условиях глобализации, обусловила принципиально новые вызовы и угрозы, относящиеся к числу приоритетных, на которые предстоит ответить обществу в ХХI веке.

Миграция населения как сложное явление сегодня оказывает неоднозначное влияние на социально-экономическую ситуацию во многих странах мира. С одной стороны, миграционный поток компенсирует демографические потери в ряде стран и восполняет нарастающий дефицит рабочей силы, а с другой – преобладают негативные результаты ее влияния на социально-экономическую ситуацию в этих странах (рост нелегальной миграции, размывание и маргинализация социально-культурных ценностей населения, отток высококвалифицированных специалистов). Учитывая это, можно сказать, что перспективы демографического и в целом социально-экономического развития стран мира во многом будут зависеть от формирования миграционных процессов, управление которыми в эпоху глобализации относится к стратегическому направлению государственного управления. В период глобальных социально-экономических изменений всем существующим учреждениям и организациям (в том числе национальным миграционным службам), для адаптации в современных условиях, необходимо научиться изменяться вместе с изменчивым миром с помощью передовых технологий, внедряемых в процессе управления.

Анализ последних исследований и публикаций. Во всем многообразии проблем изучения миграционных процессов, вопросы по научно-методологическому обеспечению исследований в области управления миграционными процессами и применения новых технологий являются сегодня малоизученными. Значительный вклад в научную разработку современной миграционной проблемы внесли: О.В. Воробьева, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, И.В. Ивахнюк, В.А. Ионцев, В.М. Моисеенко, В.И. Мукомель, И.Б. Орлова, А.Г. Осипов, В.И. Переведенцев, Т.М. Регент, Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев, С.С. Савоскул, А.В. Топилин, Т.Н. Юдина и др. В работах этих ученых раскрываются социально-демографические и экономические аспекты разработки и реализации миграционной политики, ее законодательного обеспечения. Большое внимание уделяется вопросам внешней и внутренней миграции населения, их тенденциям и особенностям, дается обстоятельный анализ нелегальной миграции иностранной рабочей силы и ее последствиям.

Исследование государственного и социального управления посвящены работы ученых Ю.П. Аверина, П. Друнера, Б.П. Курашвили, Г.И. Осадчей, Л.Н. Суворова, В.И. Франчука и др.

Выделения не решенных раньше частей общей проблемы. Проведенные исследования внесли огромный научный вклад как в теорию менеджмента, так и в изучение миграции населения. Однако системные и организационные вопросы управления миграционными процессами в разных странах мира изучены в гораздо меньшей степени, чем многие другие аспекты миграционной проблематики. Именно эта малоизученность не позволяет обоснованно раскрыть перспективы развития миграционной ситуации и возможности эффективного управления миграционными процессами.

Проблема совершенствования системы управления миграционными процессами сегодня сохраняет свою актуальность, что обусловлено стремительными социальными, экономическими и политическими изменениями, которые происходят в мире в эпоху глобализации.

Цель статьи. Целью данной работы является исследование комплексного подхода к управлению миграционными процессами, происходящими в условиях глобализации.

Изложение основного материала. Наиболее актуальной при определении методологических подходов к разработке миграционной политики, с нашей точки зрения, представляется модель трехстадийности миграционного процесса, разработанная ученым Л.Л. Рыбаковским. Эта модель позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления.

Социальные процессы и социальные системы, относящиеся к наиболее сложным с точки зрения управления, т. к. зависят не только от элементов, воздействующих на них, но и от объекта, на который направлено это управление – человека, как носителя психологических реакций и движимого в своих действиях в зависимости от этих реакций. Поэтому в отношении социальных объектов управление становится эффективным лишь при условии предварительного обоснования и разработки определенной политики развития конкретного объекта (системы).

Определяя методологические особенности социальных аспектов миграционных процессов, мы основываемся на понимании миграции населения как социального процесса в широком смысле слова. Важное значение в понимании сущности социального явления для нашего исследования заключается в том, что понимание является методологическим основанием социологического познания, изучения всякого социального феномена, в том числе и миграционных процессов. Основное положение, на котором основывается исследование миграции населения как социального феномена, исходит из того, что реальность социально конструируется, а социология знания анализирует процессы, с помощью которых это происходит. В данной работе под реальностью будем понимать качество, присущее феноменам, иметь бытие, независимое от воли и желания, а под знанием – уверенность в том, что феномены являются реальными и обладают специфическими характеристиками. Исследование миграции населения как социального феномена объясняется фактом ее социальной относительности. Отсюда следует необходимость исследования миграции населения как предмета социологии знания, потому что только социология знания сможет дать оценку того, что считается в обществе «знанием» о миграции населения, а затем сконструировать эти «знания» в социальную реальность. «Знания» общества и государства о миграции населения необходимо сконструировать так, чтобы «знания» об объекте отражали одинаковую «реальность» как для отдельных категорий населения, так и для государства в целом.

Таким образом, по нашему мнению, новым методологическим подходом к исследованию миграционных процессов может стать теория социального конструирования социальной реальности. Социальное конструирование реальности может быть определено, как взаимосвязанные процессы институционализации субъективных значений и их включение в социальные структуры, а именно, правовое и организационное закрепление общественных отношений, возникающих между государством в лице государственных органов, общественных структур и гражданами по поводу осуществления и координации миграционных процессов, с последующим выделением миграции населения в отдельную отрасль. Это возможно только при включении самих социальных структур в систему субъективных значений, т. е. при полной заинтересованности общества в процессе формирования миграционных отношений или при «реальном знании» общества о процессе формирования миграционных отношений. Внедрение миграции населения в общество необходимо в целях обеспечения законодательного оформления именно осознанных, истинных, обоснованных отношений в области миграции населения, а не отдельно диктуемых государством социально-неадаптированных понятий миграции населения и, вследствие этого, четкого определения и оформления принципов развития миграционных отношений в законодательной деятельности государства.

Миграция населения – это специфическое социальное явление в системе социального управления, что определяется самой социальной системой как целостной структурой, основным элементом которой являются люди с их отношениями, взаимодействием и связями. С точки зрения теории управления социальными системами, миграция населения выделяется как особый объект в системе стратегического управления социальными процессами. Важнейшей целью эффективного управления каким-либо процессом, в том числе и миграцией населения, является обеспечение экономической эффективности процесса. Само существование управления и его механизмы оправдываются только в том случае, если такая деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.

Сегодня относительно системы современного управления миграционными процессами наблюдается нарушение равновесия между объектом и субъектом управления, которое в дальнейшем может привести к глубокому кризису управления. Эта ситуация становится возможной при наличии действия следующих факторов:

– внутренняя и внешняя среда объекта управления на современном этапе очень подвижна, сложна, динамична, что приводит к меньшей узнаваемости объекта;

– изменения внутренней и внешней среды зависят от целого ряда взаимосвязанных факторов, учесть и спрогнозировать которые становится все труднее.

Таким образом, применение синергетического подхода, как новой технологии в управлении миграционными процессами, обусловит появление синергетического эффекта, когда, с одной стороны, происходит качественно новая реорганизация миграционной службы, при которой происходит активизация и использование внутреннего потенциала сотрудников, а с другой – включение в процесс управления интеллектуального потенциала, который состоит из творческих индивидуальностей, хорошо мотивированных к управленческой деятельности. В результате получаем возрастание эффективности в деятельности миграционных служб, т. к. реакция всей системы будет определяться во многом ее структурой и внутренними связями и характеристиками, а не внешними воздействиями.

Развитие миграционных процессов в условиях глобализации проявляется в формировании принципиально новой миграционной ситуации в мире, которую можно охарактеризовать следующим образом:

– изменение масштабов и структуры миграционных процессов;

– появление новых требований к качественным характеристикам мигрантов;

– неравномерное демографическое развитие стран и регионов мира;

– усиление неравномерности в социально–экономическом развитии развитых и развивающихся стран;

– рост и обострение проблем мигранофобии, межэтнические конфликты;

– превращение миграции населения в глобально организованный международный бизнес, в том числе и криминальный;

– рост проблем в формировании механизмов воздействия на нелегальную миграцию населения.

Несмотря на все это, миграция населения стимулирует процессы глобализации, связывая между собой государства и их население в единую коммуникативную сеть, и становится причиной многих важнейших социальных, экономических и культурных событий. Современные миграционные процессы будут оставаться основной темой как национальной, так и международной повестки дня в ближайшем будущем, при этом, обретая новое значение, новую мотивацию и новые ориентиры, где мигранты приобретают статус важного и эффективного социально-экономического ресурса в современном мире.

Сегодня весь существующий опыт государственного регулирования миграционных процессов (как отечественный, так и зарубежный) оказался малопригодным в современном управлении миграционными процессами, т. к. практические усилия государственного регулирования не дают ожидаемых результатов. Практически отсутствует серьезный государственный контроль над миграционными процессами, элементарные формы социальной защиты мигрантов, недостаточно налажены механизмы регулирования и контроля над миграционными потоками и процесса координации внутриведомственного уровня, а слабость регламентирующей и законодательной базы стимулирует рост коррупции в государственных органах власти. Несмотря на обширную правовую часть государственного управления миграцией населения, миграционное законодательство не является самостоятельной отраслью права, почти отсутствует четкая методологическая основа государственного управления миграцией населения, что, в свою очередь, обусловливает неэффективность государственного управления миграцией населения в целом.

На основе анализа и обобщения современных проблем в системе управления миграционными процессами можно предложить новый концептуальный подход к управлению, основанный на внедрении системы менеджмента качества в деятельность национальных миграционных служб. Это будет способствовать улучшению качества, культуры и доступности миграционных услуг на основе рационального использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Независимо от признания стратегического и универсального аспектов менеджмента качества, большинство ученых признают положительное влияние внедрения процессов управления качеством на результаты деятельности организации. Так, операционная эффективность и повышение уровня потребителей достигается следующими преимуществами, связанными с внедрением системы управления качеством:

– эффективность процесса разработки и исследования;

– эффективность процессов производства и предоставления услуг;

– сокращение расходов, связанных с устранением несоответствий и исправлением их последствий;

– повышение уровня соответствия услуги установленным требованиям;

– ориентация на потребителя;

– улучшение имиджа организации.

Данные преимущества важны как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Например, операционная эффективность для некоммерческой организации выражается в сокращении расходов на осуществление своей деятельности и возможность направить высвобождаемые ресурсы на развитие организации. Повышение уровня удовлетворения потребителей, но и на удовлетворенность сотрудников организации результатами своего труда.

Внедрение системы менеджмента качества ни в коем случае не будет являться разрушением существующей системы управления в национальной миграционной службе, а будет представлять ее модернизацию за счет использования современных методов управления в соответствии с требованиями международных стандартов. В связи с отсутствием каких-либо новых технологий в сфере управления миграционными процессами, тем более значимой, как нам представляется, является возможность использования системы менеджмента качества, применительно к управленческим процессам, где качество услуг будет являться основным показателем как уровня управления организацией, так и в целом уровня научно-технического развития.

Внедрение эффективной системы менеджмента качества включает в себя обязательную разработку и внедрение специфических методов управления и обеспечения качества, направленных на достижение целей и осуществление политики организации в области качества, а, равно, как и структуры, обеспечивающей их эффективную реализацию.

Эффективность данного инструмента управления будет зависеть от того, насколько руководству миграционной службы удастся создать атмосферу, которая бы способствовала вовлечению в процесс управления и совершенствования качества всех членов организации и продвижению ценностей, подходов и поведения, поддерживающих улучшение качества. Во многом это будет зависеть от определения четких и понятных целей улучшения качества методов их достижения, наличия эффективной системы коммуникации и обратной связи. Необходимым условием обеспечения постоянного совершенствования является создание системы материальной и моральной мотивации персонала и проведение систематического обучения персонала.

Выводы и предложения. Таким образом, основываясь на изложенном выше, можно сделать вывод о полезности внедрения системы менеджмента в деятельность национальной миграционной службы. Внедрение этой системы позволит;

1. Начать процесс формирования корпоративной культуры, основанной на принципах управления качеством.

2. Привести деятельность организации в соответствие с действующим национальным законодательством, стандартами и рекомендациями международных организаций.

3. Дифференцировать предоставляемые услуги на основе качества, т.е. соответствия требованиям потребителей.

4. Повысить операционную эффективность путем сокращения расходов на осуществление своей деятельности и использования высвобождаемых ресурсов на развитие организации.

5. Повысить уровень удовлетворенности сотрудников организации результатами своего труда.

Список использованных источников

1. Дмитриева Ю. В. Совершенствование системы управления миграционными процессами в современной России на основе концепции управления качеством / Ю. В. Дмитриева. – М. : Экон. – информ, 2011. – 354 с.

2. Ионцев В. А. Население России на рубеже ХХ–ХХI веков. Проблемы и перспективы / В. А. Ионцев. – М. : МАКС Пресс, 2002. – 351 с.

3. Каменский А. Н. Иммиграция высококвалифицированных специалистов в развитии страны / А. Н. Каменский // Человек и труд. – 1995. – № 4. – С. 121-124.