ISSN 2225-7543

В.П. Делия, канд. филос. наук

И.В. Прошина, зав. кафедрой ИСЭПиМ

Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования, г. Балашиха, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются пути перехода общества к инновационной экономики путем подготовки соответствующих специалистов в учебных заведениях. Предложена концепция и основные направления ее конструирования. В основу концепции положены идеи соединения профессиональной подготовки с нравственным и гражданским воспитанием, формированием творческого мышления у студентов, актуализации личностных и социальных смыслов в профессиональной подготовке, создания инновационной образовательной среды.

Ключевые слова: инновационность, профессионализм, качество образования, инновационная экономика, концепция, инфраструктура, государственная структура.

У статті розглядаються шляхи переходу суспільства до інноваційної економіки шляхом підготовки відповідних фахівців у навчальних закладах. Запропонована концепція та основні напрями її конструювання. В основі концепції лежать ідеї поєднання професійної підготовки з етичним і громадянським вихованням, формуванням творчого мислення у студентів, актуалізації особового і соціального значення в професійній підготовці, створення інноваційного освітнього середовища.

Ключові слова: інноваційність, професіоналізм, якість освіти, інноваційна економіка, концепція, інфраструктура, державна структура.

In the article the ways of transition of a society to innovative economy by training corresponding specialists in educational institutions are considered. The concept and the basic directions of its designing are offered. The main idea of the concept consists in combining the professional training with moral and civil education, forming innovative mentality of students, actualizing personal and social importance in professional training, creating the innovative educational environment.

Key words: innovation, professionalism, quality of education, innovative economy, concept, infrastructure, state structure.

Постановка проблемы. Переход общества к инновационной экономике определяет востребованность специалистов с инновационным мышлением. Таких специалистов может подготовить учебное заведение, нацеленное на создание инновационной системы обучения и воспитания. Может возникнуть вопрос, а что учебные заведения разве не нацелены на подготовку личности с творческим мышлением? Но следует учитывать, что «творческое мышление – это мышление индустриального общества, в нем не является основой феноменология знания, как движущая сила производства, социальной и личностной системы, так как доминирует результат труда индустриального уклада производства, отношения между производительными силами индустриального характера, в которых духовно-нравственная составляющая не стала массовидной, не определилась так остро своим содержанием на повестке дня перед человеком и обществом.

Анализ исследований и публикаций. В развитии системы инновационного образования должна лежать концепция, определяющая основные направления ее конструирования. В основе концепции лежит совокупность идей: идея соединения профессиональной подготовки с нравственным и гражданским воспитанием (Платон, Ломоносов, Пирогов); идея формирования творческого мышления у всех студентов вуза (развитие идей Я.А. Коменского, Л.С. Выготского); идея актуализации личностных и социальных смыслов в профессиональной подготовке; идея создания инновационной образовательной среды вуза, интегрирующей и активизирующей основные факторы личностного развития студентов; идея корпоративности и др.

Выделение ранее нерешенных частей общей проблемы. Инновационное мышление является продолжением творческого мышления, высшей стадией интеллектуального развития личности, но уже информационного общества, нового уровня производственных отношений производительных сил, социума, деятельности человека на знаниевой основе как источника развития, как главной детерминации и генезиса инноваций, а также высокой духовно-нравственной составляющей [1].

Цель статьи. Формирование концепции развития системы инновационного образования на основе актуализации личностных и социальных смыслов в профессиональной подготовке специалистов.

Изложение основного материала. Концепция включает систему принципов: открытости, системности, опережения, диалога, сотрудничества, коэволюционности, непрерывности, корпоративности, синтеза традиционного и новаторского, единства функционирования локальных и глобальной информационной систем и др. Разработанная концепция реализуется и модернизируется на протяжении четырнадцати лет и является системно определяющим направлением деятельности коллектива вуза на пути творческого поиска в реализации парадигмы профессиональной подготовки студентов гуманитарного профиля [2]. Концепция содержит общее описание будущего инновационного образования в образовательной среде вуза. Она структурно включает в себя: проектирование миссии вуза; прогнозирование инновационной образовательной среды; проектирование общих целей образовательного процесса; определение принципов инновационного образования; внедрение функциональных структурных элементов инновационного образования в процесс обучения и воспитания; прогнозирование направлений развития инновационного образования и среды вуза; проектирование педагогического обеспечения инновационного образования, формирующего творческое мышление.

Проектирование миссии вуза: Миссия понимается как доктрина, раскрывающая смысл существования вуза, в котором проявляются отличия от других учебных заведений. В ней могут быть выделены, как минимум, два основания: первое – приоритетные интересы вуза, второе – образовательная модель, обеспечивающая организацию учебной, методической, научной и воспитательной работы. Миссия института видится в создании инновационной образовательной среды для любого гражданина, имеющего аттестат о среднем образовании, желающего получить высшее образование.

Прогнозирование инновационной образовательной среды: Концепция института представляет собой системное построение основных параметров модели инновационного образования, обучения и воспитания, которые формируют у выпускников профессиональные и социальные компетенции, инновационное мышление, развитие духовности и нравственности, умение работать в команде и на благо команды, профессиональную и социальную мобильность, умение брать на себя ответственность. В реализации такой модели выпускника определяющее место принадлежит созданию инновационной образовательной среды.

Проектирование общих целей инновационного образовательного процесса: Концепция предполагает практико-ориентированный подход в форме инновационной образовательной среды, реализующей генерации инноваций педагогами-новаторами, нацеленной на формирование творческого мышления, умения не стандартно мыслить и действовать, обладать аналитическими, профессиональными и социальными компетенциями, нравственностью и правовым сознанием, что в совокупности подготовит выпускников к инновационной профессиональной деятельности, выработает в них способность не только адаптироваться к малоизученным условиям, но и активно их преобразовывать.

Превентивными целями инновационного образовательного процесса института выступают:

1. Повышение качества обучения и воспитания путем трансформации педагогических инноваций, совершенствования методической, научной, учебной, управленческой системы образовательного процесса, адекватного запросам работодателей; формирование профессиональной и социальной компетентности.

2. Создание сообщества педагогов-новаторов и самоорганизующейся образовательной среды, способной к генерации педагогических инноваций, формирующих инновационное мышление обучаемых и обучающих.

3. Реализация на практике инновационной парадигмы и концепции образования, обеспечивающих функционирование саморазвивающихся моделей профессионального обучения специалистов.

4. Развитие у всех субъектов и объектов образовательного процесса духовно-нравственных качеств, физического здоровья, повышение общечеловеческой и национальной культуры, формирование способности видеть сложные процессы социальной динамики, развитие инициативы, творчества, способности к труду и инновационной деятельности, лидерских качеств.

5. Поиск референтов, т. е. значимых образцов для подражания, способных в процессе обучения задать идеал совершенства, пробудить в обучаемом самосозидание, самоорганизацию, а также помочь понять свое предназначение, обрести профессиональный смысл, личностную и социальную гармонию.

Определение задач инновационного развития образовательного процесса в институте. В концепции реализуется следующий комплекс задач инновационного обучения и воспитания:

- разработка, апробация педагогических инноваций, технологий, активных методов обучения и воспитания и внедрение их в деятельность профессорско-преподаватель­ского состава, кафедр, деканатов;

- проведение практических занятий со студентами в научных и культурных центрах столицы, во властных структурах, в верхней и нижней палатах государственного устройства, на предприятиях, в учреждениях, организациях и т. п.;

- проведение систематического методического мониторинга, нацеленного на совершенствование качественного образовательного процесса, разработку системы контроля, анализа и прогноза;

- создание единой системы инновационного обучения и воспитания студентов на основе анализа передового инновационного опыта профессорско-преподавательского состава института, а также изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного инновационного опыта образования, формирования творческих способностей;

- систематическая подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава;

- прогнозирование и моделирование вариантов подготовки специалистов с инновационным мышлением в изменяющихся условиях региона и страны;

- анализ отзывов с предприятий и учреждений на выпускников вуза и проведение исследований, обеспечивающих корректировку совершенствования развития творческих способностей у обучаемых;

- разработка студентами производственных проектов в различных секторах экономики для администрации города, конкретных предприятий и т. д.;

- проведение исследований фундаментального и прикладного характера в условиях вуза (совместно с научными и производственными подразделениями), в том числе и по педагогической инноватике;

- использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов и построения индивидуального варианта обучения;

- создание учебно-материальной базы, реализующей основные характеристики инновационного высшего образования учебного заведения.

Разработка принципов инновационного образования. Они определяются в процессе исследования, имеют свою специфику в реализации. Они как бы выкристаллизовываются из общей системы принципов инновационного образования и одновременно определяют вектор развития педагогической системы.

Внедрение элементов инновационного образования в процесс обучения и воспитания: Функциональные структурные элементы модели инновационной образовательной среды вуза представляют собой самодостаточную структуру, обеспечивающую реализацию концепции по формированию творческого мышления.

Прогнозирование направлений инновационного образования, формирующего инновационное мышление: Повышение качества функционирования и совершенствования методической, теоретической, организационной, редакционно-издательской деятельности, осуществляемых в соответствии с требованиями Государственных стандартов и практики, предъявляемых к специалистам-выпускникам факультетов. Приоритетными инновационными проблемами, требующими своего разрешения при реализации данного направления, являются:

1. Создание инновационных идей и педагогических технологий обучающего и воспитательного характера, развитие инновационной образовательной среды.

2. Проведение систематического мониторинга реализации инновационной парадигмы образования, которая формирует модель обучения, созидающую личность с инновационным мышлением (одна из задач – определить сдерживающие механизмы её реализации).

3. Обеспечение условий для профессорско-преподавательского состава, обусловливающих генерацию педагогических инноваций, совершенствование корпоративности в вузе, развитие его традиций.

Создание Центра инновационной подготовки преподавателей института и (по договоренности) учителей школ. Подготовка преподавателей ведется по следующим направлениям: применение новых учебно-методических и технических средств; разработка кейсов и «портфолио»; технологии создания видеоконференций; разработка технологий поиска партнеров из числа представителей бизнеса и предприятий для заключения договоров на целевую подготовку специалистов, проведения практик студентов и выполнение ими производственных проектов; развитие системы экспертизы инновационных технологий, генерируемых профессорско-преподавательским составом; экспериментальная апробация педагогических инноваций и их реализация в учебном процессе, научно-исследовательской работе; обобщение и распространение (тиражирование) инновационного педагогического опыта; построение самоорганизующейся инновационной, открытой образовательной среды, генерирующей всеми структурными элементами педагогические и организационные инновации в жизнь и деятельность института.

Доминирующими проблемами при реализации этого направления выступают:

а) реализация трех основных видов педагогических инноваций: ретроспективных (в основе данного технологического метода лежит проблемный метод), современных (их основу образуют педагогические инновации в сочетании с техническими средствами обучения, компьютерной техникой) и перспективных (технологическая реализация инноваций, развивающих самостоятельную работу студентов);

б) инновационная подготовка (и переподготовка) преподавателей кафедр по инновационным технологиям обучения и воспитания. Система инновационного методического обучения преподавателей включает в себя семинары на кафедрах, научно-практические конференции, обсуждение актуальных педагогических инноваций на заседаниях Ученого совета, ректорате и др.;

в) развитие культуры управления инновационным обучением и воспитанием, совершенствование образовательного процесса, обеспечивающим формирование творческого мышления, проведение системного мониторинга эффективности реализуемых педагогических инноваций;

г) формирование новых компетенций профессорско-преподавательского состава и сотрудников.

Исследования основ формирования инновационного мышления обучаемого. К основам, составляющим модель инновационного мышления выпускника, мы относим: Самость – обучение и воспитание в системе рефлексивной самоорганизации, самовоспитания, саморазвития, самопознания, самосовершенствования, самодостаточности и т. д., направленной на мобилизацию всех потенциалов личности студентов для выхода на субъект-субъектный уровень сотрудничества в образовательном процессе с целью обеспечения разрешения комплекса противоречий, стоящих перед ними в профессиональной подготовке инновационного уровня, а также мотивации обучения в течение всей жизни.

Творчество – через процесс образования и в течение всей жизни в системе поиска, то есть развитие репродуктивного и продуктивного начала и эвристических способностей, мотивации познания и генерации новшеств.

Прогнозирование и моделирование – формирование и развитие личного опыта предвосхищения эффективности принимаемых решений и учета последствий их результатов для генерирования инноваций.

Духовно-нравственное развитие – мотивация на познание и совершенствование гуманистических ориентаций фило- и онтологических потребностей, присущих историческому опыту Российского государства и генерирование инноваций с альтруистическим духовно-нравственным вектором.

Любовь к труду – осознанное уважительное отношение к любому труду, умение честно и добросовестно трудиться, максимальное развитие на этой основе социально и профессионально значимых способностей и компетенций.

Референтация – стремление к образу и идеалу в совершенствовании и развитии личностных и профессиональных качеств.

Конгруэнтность – единство типа впечатлений – информационное, активизированное воздействие не должны разрушать самоорганизацию субъективной реальности; умение продвигать инновации в объективную реальность, преодолевать механизм торможения.

Осознанность и рефлексия – сознательное и осмысленное партнерское взаимодействие и сотрудничество в инновационном учебном процессе с педагогом в решении совместных учебно-воспитательных задач.

Креатичность – быть терпимым в процессе обучения и формировать к себе, в первую очередь, и к окружающим критическое мышление.

Право и ответственность – при предоставлении учебным заведением свободы выбора форм обучения осуществлять акцентирование внимания на качество отработки содержания учебных программ, познание смыслов изучаемых дисциплин, развитие аналитических компетенций.

Проективность – познание обучаемым опережающих знаний, навыков профессиональных и социальных компетенций для будущей профессиональной деятельности.

Инновационная способность – проявление активности и инициативы в образовательной среде, в жизни студенческого самоуправления и за пределами института, при этом вырабатывать активную жизненную позицию с элементами индивидуальности и проявлением новшеств.

Корпоративность – овладение традициями института, их совершенствование, а также способность принять корпоративные ценности будущей организации, в которой предстоит работать специалисту.

Лидерство – развитие мотивации к стремлению изменить существующее положение в профессиональной деятельности в масштабе района, региона, страны.

Рефлексия – организация идеальной, поисковой деятельности обучаемого, развитие самопознания, собственная актуализация в процессах бытия, способность генерации адекватных инноваций.

Разработка междисциплинарных интегрированных учебных программ для формирования инновационного мышления у предпринимателей: создание новых интегративных форм и структур, реализующих программы дополнительного обучения, а также активизация взаимодействия системы профессионального обучения с рынком труда и разработка механизма обратной связи между потребителями образовательных услуг и системой образования. С целью реализации данной задачи концепции института создано структурное подразделение – Центр инновационной подготовки и переподготовки предпринимателей. Он выполняет очень важную роль в развитии образовательной среды вуза, в обеспечении взаимодействия её внутренней и внешней частей.

К направлениям реализации данной задачи относятся:

- активное сотрудничество с Комитетом содействия малому бизнесу и предпринимательству Московской области, Министерством образования и всеми заинтересованными учебными заведениями, включенными в инновационную подготовку предпринимателей, создание технопарка, бизнес-инкубатора;

- разработка концепции по переподготовке предпринимателей, формированию у них инновационного мышления;

- привлечение выпускников заочной формы обучения к прохождению практики в структурах образовательной среды вуза;

- совместные проекты с представителями бизнеса и государственного управления по переподготовке и повышению квалификации кадров, открытие с ними новых уровней образования (рабочих профессий, подготовку специалистов с инновационным мышлением, для удовлетворения потребностей в инфраструктуре региона и его предприятий).

Работа с выпускниками: Её смысл состоит в том, чтобы оказывать содействие студентам, молодым специалистам в решении их проблем, не дожидаясь их просьбы о помощи. Вовлечение выпускников в образовательный, исследовательский, профориентационный и иные процессы, способствует развитию у них корпоративного чувства. Системная работа с выпускниками активизирует выполнение принципа «галстука выпускника».

К основным направлениями работы следует отнести:

- создание банка данных выпускников вуза и получение от них и работодателей обратной информации, связанной с оценкой их уровня инновационного мышления, профессиональных и социальных компетенций;

- содействие созданию внештатного Агентства трудоустройства выпускников;

- приглашение выпускников к процессу преподавания;

- работа с выпускниками по оказанию помощи институту.

Развитие научно-исследовательской деятельности вуза: Научно-исследовательская работа вуза направлена на приращение нового знания в процессе учебной работы. Генерирование инноваций выпускниками следует рассматривать как продукт творчества, обладающий новизной и социальной значимостью, а этому можно обучиться только в ходе активной научно-исследовательской работы. Инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до её реализации и коммерциализации. Все это возможно при активном участии студентов и преподавателей в секциях научного студенческого общества, так как работа в них позволяет будущему специалисту не только осваивать фундаментальные и прикладные знания, но и уметь творчески мыслить, овладевать технологией создания нового знания и уметь внедрять в профессиональную деятельность инновационные компетенции.

Основной формой реализации концепции выступает инновационный учебно-научный комплекс, который включает в себя: разработку и реализацию фундаментальной темы иссле­дования вуза «Инновационное образование как смыслообразующая система, формиру­ющая инновационное мышление»; разработку инновационной тематики в докторских и кандидатских работах; участие преподавателей и студентов в инициативных научно-исследовательских проектах для бизнеса, производства; ведение актуальных научно-иссле­до­вательских направлений кафедрами; организацию научно-исследовательской работы студентов (участие студентов в научных конференциях, конкурсах, проектах, грантах, науч­ных семинарах, диспутах, написании статей и т. д.); создание научно-иссле­довательских лабораторий по проблемам инновационной деятельности; проведение мониторинга по про­блемам развития инновационного мышления и инновационной деятель­ности предпринимателей в регионе; организацию межвузовской научно-исследователь­ской деятельности по инновационной тематике; создание банка педагогических инновационных технологий и др.

Партнеры института: Важнейшей стратегической целью развития образовательной среды вуза выступает установление партнерских отношений со всеми заинтересованными субъектами общества. Институт – открытая система, готовая к сотрудничеству со всеми учебными и научными организациями, в том числе и зарубежными, а также предприятиями, административными органами в подготовке выпускников к творческой деятельности, инициированию в кооперации с ними новаторских проектов.

Выводы и предложения. Таким образом, цель реализации инновационной образовательной концепции заключается в формировании инновационного мышления у выпускника, системы профессиональных, социальных, аналитических компетенций для инновационной деятельности в бизнесе, государственных структурах на основе современного научно-методического, информационного, инфраструктурного, воспитательного обеспечения инновационной образовательной среды и целенаправленного исследовательского процесса с выходом на практические проекты.

Список использованных источников

1. Делия В. П. Инновационное мышление в ХХI веке / В. П. Делия. – Балашиха: ООО «ДЕ-ПО», 2011. – С. 68-69.

2. Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза / В. П. Делия. - М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. – 480 с.